Школы и группы продленного дня - одна
из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для
комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования
возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования,
сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного
характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания
в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий
1.
Образовательные
2.
Воспитательные
3.
Оздоровительные
4.
Прикладные
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных
педагогов свидетельствуют о необходимости использования педагогических
технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. С учетом
всего вышесказанного, разработала циклограмму основных направлений
воспитательного процесса, здоровьесберегающим технологиям отводиться 4 занятия
в неделю.
Программа здоровьесбережения школьника должна включать следующие
компоненты:
1.Рациональное питание.
2. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование
полезных привычек.
3. Оптимальная двигательная активность.
4. Соблюдение режима дня .
1.Рациональное питание.
Пища должна быть
полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины,
минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и
безопасной с точки зрения бактериального состава.
2. Я веду систематическую работу по воспитанию
самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от
внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя.
3. Прогулка – активный отдых,
организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.
Все занятия на воздухе разделяю на группы:
1. Оздоровительно-воспитательные:
спортивные;
осаночные;
игровые;
маршрутные;
темповые;
вольные.
2. Образовательно-воспитательные:
ознакомительные;
демонстрационные;
обзорные;
экскурсионные;
туристические.
Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где
воспитатель решает сразу две задачи:
обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению
коллектива.
4. Регулярно повторяющаяся
деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип,
который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении
соответствующих условных раздражителей. Дети
занимаются в разных кружках творческой и спортивной направленности:
гимнастика, танцы, музыкальная школа, бассейн, футбол, лепка, кружок «Ракето-моделирование».
На каждого ребёнка составлено расписание занятости в секциях и кружках.
После возвращаются в группу для
выполнения домашнего задания.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на самоподготовке:
- перед началом работы дети
выполняют упражнения функциональной направленности « Гимнастика мозга» (12-20
сек);
- предоставляю учащимся возможность устраивать самопроизвольные перерывы
по завершению определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв в
самостоятельной работе отвлекает учащихся, нарушает ход мыслей;
- провожу "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты, по
мере проявления утомления учащихся.
5. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает
радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного
результата, даже самой маленькой победы.
В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро
знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти
каждым ребенком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к
спокойным играм относятся «Объяснялки», «Доскажи словечко», «Кошки-мышки»,
«Угадай, кто это?» «Звериные детеныши», «Поле чудес», «Составь новое слово» и
другие.
Наблюдения показывают,
что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет
учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно
проводить профилактику асоциального поведения.
|