Вoспитaние детей – очень слoжнoе, тoнкoе и oтветcтвеннoе делo. Oбучaя и воспитывaя, педагог пoстoяннo анализирует, как идёт развитие ребёнка, причины вызывающие
те или иные егo
поступки, задумывается oб индивидуальных oсoбеннoстях детей. Факторов, влияющих на развитие
ребёнка много. И всё необходимо учитывать в воспитательной работе с детьми.
Обучение и воспитание – это два взаимосвязанных, взаимопроникающих процесса. Их
нельзя разрывать.
Вocпитaние – это пpoцеcc поcтoяннoгo творчества: педагог свои знания и
опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям. В процессе
обучения так же должны учитываться такие факторы как: уровень воспитанности
детского коллектива и отдельных детей; характер складывающих отношений между
обучающимися, между школьниками и родителями. Современный школьник,
обучаясь в школе, не только получает
знания, а и первый жизненный опыт в социуме. Воспитательные направления в
учебной деятельности можно свести к следующим:
воспитание нравственного сознания ребёнка на учебном материале;
воспитание ответственного отношения и интереса детей к познанию, формирование
нравственных взаимоотношений в коллективе.
В связи с переходом начальной школы на ФГОС
усилилась воспитывающая роль каждого учебного предмета. Содержание учебного
материала даёт учителю на уроке возможность проведения воспитательной работы,
формирующей сознание обучающихся, их представления о простейших нормах
нравственности, правилах человеческого общежития. Особое значение в этом смысле
следует отвести учебникам, которые обогатились в воспитательном отношении содержательными
текстами.
Активная позиция обучающихся на уроке, их
интенсивная интеллектуальная деятельность являются как условием, так и
следствием формирования к учению. Умение высказывать своё мнение, желание
узнавать новое, уверенность и твёрдость
в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность – эти
качества очень важны в воспитании младшего школьника. Систематические беседы, выясняющие, как
ребята провели выходные, что прочитали за лето, что нового узнали на экскурсии
и т.д. Подобные беседы используются для изучения развития обучающихся, их
продвижения в усвоении программы, с другой стороны, что не менее важно для
решения воспитательных задач – детям предоставляется возможность высказать всё
то, что их волнует и интересует. Воспитательный
процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных
воспитательных мероприятий, а на вовлечение обучающихся в практику больших и
малых добрых дел, т.е. сами обучающиеся организуются в своей деятельности для
осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача
педагога как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать
возможности для их осуществления. Одно из основных отличий новых
образовательных стандартов это внеурочная деятельность.
Возможности нашей школы позволяют организовать
внеурочную деятельность наглядно и эффективно: время, проведённое в школе, даёт
ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной,
творческой личностью. Организована внеурочная деятельность школьников с учётом
пожеланий родителей первоклассников. Учителя, педагоги дополнительного
образования, реализуют внеурочную деятельность по следующим
направлениям:
- Спортивно – оздоровительное (кружок
«Спортландия»), общекультурное (кружок «Весёлые нотки» и «Каблучки»),
общеинтеллектуальное (кружок «Школа, я и моя семья»), духовно-нравственное
(кружок «Истоки»), социальное и исследовательская деятельность (кружок «Я
исследователь»).
В системе проводятся КТД, классные часы по
основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
второго поколения. Организуются: Дни здоровья: «Мама, папа, я - спортивная
семья»; эстафеты «Выше, дальше, быстрее», «Веселые старты»; праздники: «Зимняя
сказка», «Нет вредным привычкам!»; «Правила дорожного движения знай и
выполняй!». Классные часы на тему «Утренняя зарядка всей семьёй», «Берегись
гриппа»; «Здоровое питание». Экскурсии в краеведческий музей, музей КМА, школа
туризма. Конкурсы юных чтецов. Конкурсы рисунков. Организовано посещение
театров, музеев, выставок.
Приоритетные воспитательные
направления в нашей школе - это воспитание патриотизма, гражданственности, воспитание нравственных чувств; творческого отношения к учению, труду, жизни; уважения
к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание ценностного отношения к
природе, окружающей среде. Новые стандарты направлены на взаимодействие
учителя, учащихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в
участии в образовательной и воспитательной деятельности, управлении школой; с
увлечением принимают участие в совместных школьных и городских мероприятиях;
изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим
продолжать учиться.
Литература
1.
Богданова О.С., Петрова В.И. «Основы
методики воспитательной работы с младшими школьниками»
2.
Якиманская
И.С., Рябоштан Е.П. Изучение личности ученика в образовательном процессе. – М.:
Сентябрь, 2011.
3. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе
школы и класса» М.2004.
|