Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Школа – одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Ребёнок проводит в стенах образовательного учреждения многие годы, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может не формироваться без участия педагогов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствуют о необходимости использования педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Учитывая вышеизложенное, в работе были поставлены следующие задачи:
- пропаганда здорового образа жизни;
- помощь каждому ребёнку осознать свои способности, создание условий для их развития;
- применение комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т.е. осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателями которой являются: объём учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных занятий, занятия активно-двигательного характера (динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.). От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности.
Перед началом работы дети выполняют упражнения функциональной направленности «Гимнастика мозга» - 12-20 секунд. Далее, по моему мнению, следует фиксировать психологический климат на уроке, а также проводить эмоциональную разрядку.
Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения, проводятся физкультминутки через 10 – 15 минут от начала урока, последующие физкультминутки по мере развития умственного утомления у большинства учащихся класса. В состав физкультминуток входят следующие упражнения: по формированию осанки, по укреплению зрения, по укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивание, психогимнастика, упражнения на выработку рационального дыхания. Обязательное условие эффективное проведения физминуток – положительный эмоциональный фон.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, целесообразно применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. К ним относятся личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. В рамках этой группы в качестве самостоятельных можно выделить: гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технология свободного воспитания.
Технологию сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой технологии – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявление гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет демократизации отношений – право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
В соответствии с технологией уровневой дифференциации обучения уроки эффективнее строить с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, используя разноуровневые задания. В связи с этим появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Отличительные особенности технологии раскрепощённого развития детей также применяются в практике. Состоят они в следующем:
- для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также для развития внимания и быстроты реакции на уроке можно использовать схемы зрительных траекторий, расположенные по разным углам кабинета;
- важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме постоянного поиска заданий, активизирующих учеников. В качестве наглядного учебного материала применяются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и ответами, которые могут оказаться в любой точке класса.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости учащихся, улучшает психологический климат в детском коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению здоровья. Учителям становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для педагогического творчества. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
|