Андреева Ирина
Суббота, 18.05.2024, 16:14
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [7]

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Файлы » Мои файлы

    «Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования системно-деятельностного подхода при
    23.03.2016, 14:34

    Раздел I. Информация об опыте.

              Условия возникновения и становления опыта.

    Автор опыта работает учителем начальных классов в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17». Данное учреждение находится в микрорайоне «Журавлики» города Губкина. Наличие в школе филиалов художественной, музыкальной школы играет существенную роль в учебно-воспитательном процессе. Школа работает в одну смену. Режим работы обеспечивает занятость обучающихся по интересам в кружках и секциях во второй половине дня.

    В классе, на базе которого проводилось исследование, 23 человека. Обучение ведётся по программе «Школа России». В полных семьях проживают 18 человек, в неполных - 5 человек, из них разведенные родители – 5 человек. Среди данных семей есть неблагополучные и проблемные. Социальная среда достаточно разнообразна: служащие - 48 %, рабочие -  44 %, безработные - 8 %. Преобладают семьи, где родители имеют среднее специальное -  48 %, среднее - 16 %. высшее образование - 36 %. Родители в большинстве случаев заинтересованы в развитии способностей своих детей.

    Наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показали, что дети имеют разный уровень подготовленности к обучению и различные индивидуальные особенности.

    Диагностическим инструментарием были избраны методики определения уровня сформированности универсальных учебных действий: тест Векслера на осведомлённость, методика «Кодирование» в версии А.Ю. Панасюка, «Анкета для изучения школьной мотивации» (Н.Г. Лускановой), скрининг П.Я. Гальперина «Выкладывание узора из кубиков», методика отслеживания уровня коммуникативных навыков у учащихся Г.А. Цукерман «Рукавичка», проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова).

    Выявлены следующие группы учащихся: с высоким уровнем сформированности универсальных учебных действий - 20%, со средним – 44%, с низким – 36%. Результаты диагностики привели к выводу о необходимости введения в учебно-воспитательный процесс технологий, способствующих развитию универсальных учебных действий младших школьников.

    Актуальность опыта.

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и оперирование ими является одним из важнейших условий, обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе.

    Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами учебного предмета «русский язык». В условиях современного общества формирование умений и навыков учащихся можно рассматривать как одну из главных задач обучения русскому языку в школе, так как овладение данными обще дидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ наук и развитие личности школьника.

    Именно поэтому опыт работы по теме «Развитие познавательных универсальных учебных действий младшего школьника посредством использования системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС НОУ на уроках русского языка и во внеурочной деятельности» приобретает особую актуальность в условиях введения новых стандартов начального общего образования.

    В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

    · между необходимостью формирования системы универсальных учебных действий у младших школьников и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое формирование;

    · между высоким уровнем значимости самостоятельной учебной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности компетентности младших школьников.

    Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но, прежде всего, метапредметные и личностные результаты.

     Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством формирования познавательной деятельности при изучении русского языка.

    Длительность работы над опытом

    Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение двух лет (период работы по УМК «Школа России», «Русский язык» - авторы Канакина, Горецкий).

    I этап – начальный (констатирующий) – октябрь – май 2014 -2015 года.

    II этап – основной (формирующий) – сентябрь 2015 – май 2016 года.

    III этап – аналитический (контрольный) – сентябрь – декабрь 2016 года.

    Диапазон опыта представлен системой уроков русского языка, направленных на формирование УУД учащихся при включении в познавательную деятельность.

    Теоретическая база опыта

    В основе педагогического опыта лежат идеи системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского [5], А.Н. Леонтьева [10], П.Я. Гальперина [6], В.В. Давыдова [7]), разработанная на их основе концепция развития универсальных учебных действий (группа авторов под руководством А. Г. Асмолова [3]). В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия.

    Термин «универсальные учебные действия» определяются в «Педагогическом энциклопедическом словаре» как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [12, с.124].

    Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, то есть формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

    Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    Универсальные учебные действия в опыте представлены как:

    1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

    Условия реализации опыта

    Автором опыта разработаны и апробированы на практике:

    система уроков исследовательского характера по учебному курсу «Русский язык» (УМК «Школа России») (Приложение №1).

     

    Раздел II. Технология опыта

    Цель педагогической деятельности: обеспечение положительной динамики формирования универсальных учебных действий (УУД) младших школьников при изучении русского языка.

    Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

    -учить различать существенные и несущественные признаки;

    - развивать вариативное мышление, память, творческое мышление, зрительное внимание, сообразительность;

    - содействовать развитию любознательности, эмоционально-познавательного начала в процессе овладения новыми знаниями;

    - учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    - добиваться от ребят самостоятельной аналитико-синтетической обобщающей деятельности.

    Организация учебно-воспитательного процесса.

    Автор опыта рассматривает организацию работы по формированию УУД через формирование активной познавательной деятельности на примерах урочной деятельности.

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Наблюдения показали, что школьники младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Поэтому в начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо начинать заниматься как можно раньше.

    Работа над данной темой была начата с учащимися I класса в 2014 году.

    Гораздо проще проводить такую работу на уроках математики, но было принято решение поработать над данной темой в области русского языка.

    Процесс обучения должен быть ориентирован на личность каждого ребенка. А это возможно только тогда, когда на уроках реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики. Для создания на уроках атмосферы поиска, для развития системного мышления большая роль отводится нестандартным урокам: урокам-сказкам, урокам-путешествиям, урокам-играм, урокам-практикумам, урокам-праздникам. (Приложение №1)

    Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Как раз этому могут помочь задачи, упражнения, игры развивающего характера, которые используются на уроках.

    Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому автор опыта старается находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

    Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе выполнения различных заданий, связанных с разрешением проблем. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.

    На основе развития мыслительной деятельности, характеризующейся мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях представляю систему упражнений и учебных заданий по всему курсу русского языка. Целью предлагаемых учебных заданий является их использование для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников. Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. 

    Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие самостоятельного мышления, умения применить полученные знания в новой или нестандартной ситуации. Результатом этой работы является повышение мотивации к изучению русского языка. 

    1. Творческие задания на развитие речи.

    Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
    Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

    1) Восстановление деформированного текста.

    2) Составление предложений из данных слов с добавлением других слов.

    3) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.

    4) Составление конспекта научно-популярной статьи.

    5) Письмо по памяти.

    6) Редактирование текста. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

    8) Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

    9) Составьте рассказ по его началу.

    2. Задания на сравнение (Приложение №2)

    Цель выполнения таких заданий – научиться решать грамматические (орфографические, фонетические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.

    Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
    Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова. Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. 

    Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.

    На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.

    Задание 3. Чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются.

    Задание 4. Назовите как можно больше слов, имеющих одинаковое написание, но, в зависимости от ударения, приобретающих разный смысл. Это омографы. (Приложение №2)

    Задание 5. Постарайтесь отгадать, о чём идёт речь, и запишите. (Приложение № 2)

    Задание 6. Превращение слов во многом способствует развитию у детей умения сравнивать, т.к. при выполнении этого упражнения каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой. Во всём остальном соседние слова похожи. А в результате мы получаем слово, совершенно отличающееся от первоначального.

    Задание 7. Развитию умения сравнивать во многом способствуют метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.

    Задание 8.    Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов, интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?

    3.Группировка (Приложение №2)

    Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение. Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

    Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

    В результате предложенные слова группируются:

    · по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

    · по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

    · по наличию орфограмм;

    · по количеству слогов. 

    Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

    Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

    а) по написанию (существительные с ь и без ь);

    б) по родам (существительные мужского и женского рода);

    в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

    Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

    4.Задания на обобщение (Приложение №2)

    Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, развитии уровня аналитико-синтетического мышления.

    Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.

    Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый).

    Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо (Осуждать).

    Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком – грамматическом уровне.

    1. Задания на исключение лишнего (Приложение №2)

    Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний. Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

    Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

    Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

    Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

    6.Учебная лингвистическая задача

    Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта. Предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью предлагается карточка №1. Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

      Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников умение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутри предметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания – приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.

    7. Задания по аналогии (Приложение №2)

     Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними. Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.

    Задание. Дополните начатые цепочки до 4–5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.

    Лесников, грибников, ....

    Вокзалы, салюты, ....

    Объяснение, объединение, ....

    Ученики самостоятельно подбирают слова по трем признакам, учитывая

    · наличие определенных орфограмм;

    · категорию числа имен существительных;

    · падежные формы существительных.

    8.Задания по фразеологизмам (Приложение №2)

    В программе обучения по «Русскому языку» по УМК «Школа России» особое место занимает работа над фразеологизмами, которая помогает расширять представления младших школьников об эмоционально-экспрессивных возможностях фразеологизмов, стилистической окраске, синонимических и антонимических связях данных языковых единиц; позволяет использовать тематическую группу фразеологизмов при работе над текстами определенной темы и содержания. Фактический материал, представленный в учебниках, и рекомендации автора к организации и проведению работы по фразеологии позволили автору опыта, не нарушая логики системы, на уровне приемов и упражнений творчески подходить к обучению младших школьников фразеологии русского языка. Используются следующие конкретные упражнения по фразеологии.

    Задание. Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

    1) Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

    Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

    (I - засучив рукава, в поте лица, не покладая рук - фразеологизмы близки по значению, "усердно, старательно трудиться, работать"; II - палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить - фразеологизмы с общим значением "бездельничать")

    2) Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.

    За тридевять земель.                                           Хоть пруд пруди. 
    Повесить голову.                                                  Взять себя в руки.
    С гулькин нос.                                                       Воспрянуть духом.
    Выйти из себя.                                                      Рукой подать.

    (За тридевять земель - рукой подать; повесить голову - воспрянуть духом; с гулькин нос - хоть пруд пруди; выйти из себя - взять себя в руки).

    Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.

    9.Задания по словообразованию.

    Осуществление словообразовательного анализа создает хорошую базу для совершенствования аналитико-синтетической деятельности учащихся. Так, чтобы проследить «биографию» слова, ученику необходимо проанализировать его: найти исходное слово и, используя операцию сопоставления (противопоставления), определить смысловое и структурное различие слов. И наоборот, чтобы образовать слово, школьник прибегает к синтезу, соединяя исходное слово с каким-либо словообразовательным формантом. Присоединение форманта при этом происходит не механически, а с обязательным учетом того, что называет это производное слово. Для определения уровня словообразовательных умений младших школьников и для оценки степени владения ими рядом мыслительных операций, учащимся были предложены некоторые задания.

    Задание 1. Разбери по составу слова: аистёнок, бездомный, еловый, жарища, настольный, капустник, мелковатый, плечистый, программист, стекольщик, лошадёнка, сурок.

    Данное задание ориентировано, во-первых, на проверку умения верно разбирать слова по составу; во-вторых, на выявление осознанности — неосознанности у младших школьников связи морфемного анализа со смысловыми отношениями между производным и мотивирующим по отношению к нему словом; в-третьих, на выявление умения сопоставлять и анализировать, используя предложенный материал.

    Задание 2. Выдели группы слов с одинаковым корнем.

    Гора, горький, горьковатый, гористый, горчинка, горный, пригорок.

    Задание 3. Найди слова с одинаковыми приставками и без приставок и запиши их группами.

    Оборка, обогатить, обогреть, обогнать, ободок, ободрить.

    Задание 4. Найди слова с одинаковыми суффиксами.

    Точка (знак препинания), почка, кофточка, кисточка, строчка, розочка, звёздочка, молочко.

    Цель этого задания заключается не только в проверке умения учащимися определять слова одного словообразовательного гнезда, но и в выяснении того, насколько осознается школьниками семантика слова, его связи с другими однокоренными словами. С точки зрения приемов мыслительной деятельности проверялось умение в ходе словообразовательного анализа сопоставлять, осуществлять операции анализа-синтеза, классифицировать.

    Задание 5. Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получилось новое слово.

    Сено                                овод                                    зал                глас

    Банк                                 рот                                   свет               ода

    Стол                               ежи                                   воз                очки

    Задание 6. Как бы ты объяснил следующие слова?

    Голубоватый, бельчонок, арбузище, выключатель, стаканчик, подосиновик, соусник, болтливость.

    Цель задания в том, чтобы выяснить, как учащиеся преимущественно толкуют производные слова, как часто они используют при этом описание значения производного слова через производящее (на основе смыслового сопоставления). Следовательно, перед учащимися стояла задача не только описать значение производного слова, но и определить, от какого слова образовано каждое из них.

    10. Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы -  предусматривают умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». При изучении по русскому языку темы «Антонимы» проводится игра «Найди пару. При изучении орфографических и грамматических тем автор опыта тоже использует загадки.

    С 1 класса Андреева И.В. стала вести в своём классе кружок «Умники и умницы». Существенной особенностью занятий по интеллектуальному развитию в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На занятиях интеллектуального развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на них избавляются от "отметочной" психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения приходят к правильному решению. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности. Главным критерием эффективности таких занятий являются:

    радость познания, постоянное достижение новых результатов, приобретение нового интеллектуального опыта.

    Общая атмосфера на занятиях кружка создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Автор опыта отметил, что после занятий по интеллектуальному развитию ученики были более активны, внимательны, успешнее справлялись с учебными заданиями. Дети отметили, что после занятий кружка, они быстрее выполняют домашние задания, лучше учатся.

    Тем самым занятия по развитию познавательной активности учащихся - один из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигли значительных успехов в своем развитии. Они приобрели также необходимые интеллектуальные умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что приводит к первым успехам ребенка. А это означает, что возникает и интерес к учебе.

    Раз в четверть проводились интеллектуальные конкурсы, викторины, целью которых являлось обобщение приобретенных знаний и умений. На них приглашались родители, учителя.

    Для каждого занятия автором опыта подбирались специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежали развитию на данном занятии. Задания подбирались с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта применяла многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий Андреева И.В. стремилась обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности. В ходе занятий реализовывался принцип "спирали", т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

    На занятиях внеурочной деятельности в силу своей необязательности, отсутствия оценок трудно поддерживать высокий уровень познавательной активности и дисциплины, если организовывать их так же, как уроки. Существенными особенностями занятий с младшими школьниками являются включение игровых, соревновательных элементов, поддержание доброжелательной, заинтересованной атмосферы, организация коллективной работы, налаживание сотрудничества с детьми. Это позволило проводить занятия на высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу. Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

    Одна из важных задач современной школы — создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

    Результат опыта.

    Опыт работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время показал, что все учащиеся моего класса, которые посещали кружок «Умники и умницы», показывали устойчивые результаты обучения. Эти дети получали заряд интеллектуальной активности и высокой мотивации. Дети научены добывать знания посредством различных источников (справочная литература, энциклопедии, Интернет и т. д.). Результаты работы по развитию познавательной активности на уроках русского языка и во внеурочное время регулярно отслеживались психологом и автором опыта. За 9 месяцев произошёл резкий скачок показателей уровня развития познавательной активности учащихся класса (Диаграммы 1, 2).

    Таким образом, результат опыта:

    Уровень сформированности логического мышления выявлялся при проведении различных диагностик: (Приложение №3)

    1. Диагностика способности выделять существенный признак.

    2. Диагностика умения сравнивать.

    3. Диагностика умения обобщать.

    4. Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза.

    5. Диагностика умения проводить классификацию.

    6. Скорость протекания мыслительных процессов.

    7. Задания, направленные на определение сформированности мыслительных операций.

    Диагностические методики необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий с детьми, а также при обучении в средней школе.

    Развитие познавательной активности учащихся

    Диаграмма 1

    1 класс (2014/2015 учебный год)

     

    Высокий уровень

    Выше среднего

    Средний

    Ниже среднего

    Низкий

    На начало года

    2%

    5%

    14%

    5%

    2%

    На конец года

    3%

    7%

    15%

    2%

    1%

    Диаграмма 2

    2 класс (2015/2016 уч. г.)   

     

    Высокий уровень

    Выше среднего

    Средний

    Ниже среднего

    Низкий

    2 класс

    4%

    8%

    14%

    2%

    0

    В 2015/2016 учебном году проводился школьный тур олимпиады по русскому языку. Среди вторых классов учащиеся данного класса заняли призовые места (Грамоты прилагаются. Приложение 4).

    Учащиеся моего класса с удовольствием (начиная со 2 класса) в международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» (сезон – Зима 2015-2016) по логике и общему развитию. Причём, пробовали свои силы даже те ребята, у которых по русскому языку стояла отметка «удовлетворительно».

    Анализ проделанной работы позволил увидеть личностные изменения учащихся.

    Ученики

    Учитель

    • Развивается мышление, речь, память, внимание.
    • Формируются качества личности: самостоятельность, пытливость, трудолюбие.
    • Удерживается познавательный интерес.
    • Улучшается положительная эмоциональная сторона урока.
    • Формируются общеучебные умения и навыки.
    • Появляется осознание себя как субъекта обучения.
    • Вырабатывается «зоркость» к проблемному материалу. (Ага! Вот здесь возможна проблемная ситуация!)

    - Возникает необходимость в более детальном анализе материала каждой темы.

    • Растёт потребность заниматься самообразованием.
    • Повышается качество управления деятельностью детей на уроке.
    • Увеличивается осознание творческой возможности учительского труда.
     

    Заключение.

    Эта работа была очень важна для автора опыта. Теперь можно утверждать, что развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л.С. Выготского неоднократно подчёркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной деятельности.

    Своим опытом Андреева И.В. делилась с учителями МАОУ «СОШ №17» на школьном МО. Учителя заинтересовались опытом работы и стали использовать собранный материал на уроках и занятиях со своими учениками. Они отметили перемены в развитии своих учеников, высокую активность учащихся на уроках.

    Представление опыта работы хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Страшная опасность – безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого–педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.

    2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/                   Москва, Просвещение – 2011.

    3. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – СПб. Литер, 2002.

    4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.: Бладос, 2003.

    5. Венгер А.Л. Энциклопедический словарь Энциклопедический словарь в шести томах.  М.: Просвещение, 2005. -С 176.

    6. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 20

    7. Выготский Л.С. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.

    8. 1976

    9. Гин С.И. Мир логики. – М.: Вита-пресс, 2001.

    10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

    11. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.

    12. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах (учебно-методическое пособие для учителей). Томск: Пеленг, 2012 г.

    13. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М.: Новая школа, 2011.

    14. Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. Методические рекомендации: 1-2 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012.

    15. Новейший педагогический словарь /ред. Е.С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.

    16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

    17. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей/ Н.Б. Шумакова – М.: Издательский дом РАО, 2003. -  156 с.

    18. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 31с. - (Стандарты второго поколения).

    Категория: Мои файлы | Добавил: Ирина
    Просмотров: 477 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz